В этой записи я постараюсь объяснить процесс сборки небольшого демонстрационного клипа, снятого по технологии time-lapse. Место съемки: плато Иремель, июль 2013.
Что такое time-lapse? Процесс создания видеоклипа, в основе каждого кадра которого лежат фотоизображения, снятые с определённым интервалом. Технология позволяет сжать время и показать то, что мы часто не можем заметить. Не следует путать таймлапс с быстрой перемоткой видео, это совсем другое. На всякий случай ссылка на википедию.
Собственно, сам демонстрационный клип.
Клип состоит из четырех сюжетов:
- часть 1, закат, 200 кадров с 3-х секундным интервалом каждый (10 минут чистой съёмки), 24mm-f8 Canon 24-105
- часть 2, закат, 300 кадров с 4-х секундным интервалом (20 минут), 24mm-f8 Canon 24-105 + Gradient Gray
- часть 3, рассвет, 300 кадров с 7-ми секундным интервалом (35 минут), 35mm-f8 CarlZeiss
- часть 4, закат, 200 кадров с 2-х секундым интервалом (7 минут), 35mm-f2.0 CarlZeiss
Оборудование.
Фотоаппарат Canon EOS 5D II.
Ресурс затвора этой модели не менее 150 000 кадров. Если перевести на временное количество возможного видео, ресурс затвора позволит создать непрерывное видео таймлапс длинной 5 дней, что очень даже много. Как правило, один клип по правилам восприятия должен быть не больше 5 минут, иначе он действует утомительно.
Память. Ее потребуется много, особенно в условиях автономной съемки, флешкарты по 32 или 64 гигаабайта, мне хватает две карты по 64.
Питание. Самое время приобрести аккумуляторную ручку, в ней умещается две стандартных батарейки и процесс их замены не требует снятие аппарата со штатива. Как правило, заряда двух аккумуляторов достаточен для фотосъемки в течении одного дня. Даже с учётом контроля съёмки в режиме Liveview и просмотра отснятого материала для корректировки.
Дополнительная математика. Добрые и активные люди придумали расширение стандартной прошивки MagicLantern (буквальный перевод: фолшебный фонарь), а сообщество дополнило программу функциями, облегчающими создание time-lapse. Я лишь активно пользуюсь режимом просмотра отснятого материала, когда фотоаппарат пытается методом быстрого перебора показать фото в видео, что достаточно для оценки динамики происходящего.
Пульт дистанционного управления с таймером.
Именно пульту доверяется управление съемкой, он задает количество кадров и интервал между ними. Рынок предлагает массу вариантов, от брендовых Canon, до недорогих китайских вариантов, надо лишь иметь ввиду, что условия использования пульта сложные и доверяться уже очень дешевым вариантам надо осторожно. Для себя выбрал пульт на радиоуправлении, что позволяет сократить количество проводов и связанных с этим проблем.
Скажу отдельно, что расширение прошивки MagicLantern, содержит функцию интервальной съемки, повзволяя отказаться от использования пульта. Но в моем варианте она работает не всегда корректно, точно не выдерживая временные интервалы.
Некоторые фотоаппараты уже на борту умеют функцию интервальной съемки.
Штатив. Или слайдер. Или поворотная штативная головка с часовым механизмом.
Думаю, не стоит объяснять для чего. С помощью штатива можно создать статичную с точки зрения движения картинку. Слайдер позволит прибавить динамики за счет медленного передвижения точки съемки. В рассматриваем примере из-за труднодоступности места съемка велась со штатива.
А вот так выглядит пример применения слайдера:
Test till-shift from Oleg Menkov on Vimeo.
Объективы.
Желательно широкоугольные, чтобы охватить как можно больше происходящего, рассматриваемый клип снят на светосильный Carl Zeiss 35мм и штатный репортажный объектив Canon 24-105, диафрагма, для обеспечения глубины резкости, закрыта до 8-ми, лишь последний сюжет снимался на открытой диафрагме 2.0 из-за недостаточности освещения. Относительно прикрытой диафрагмы практика подсказала один нюанс, вызывающий эффект мерцания видео. Дело в том, что объективы (даже льки), не могут обеспечить стабильность закрытия. При съемки фото это незаметно, а вот при склеивании фотографий микроскопическая разница уже мешает, вызывай эффект мерцания изображения, от которого в последствии очень трудно избавиться. Бороться с этим приходится нетрадиционным способом, после оценки экспозиции можно просто зажима кнопку глубины резкости, вызывая закрытие диафрагмы до необходимого значения, а потом слегка открутить объектив, разрушая электрическую связь с фотоаппаратом, таким образом, объектив остаётся с закрытой диафрагмой. Делать это надо осторожно и не забывать вернуть на место байонет при перемещениях.
Процесс съёмки.
В первую очередь съемка таймлапс требует планирования. Это очень важный момент, один сюжет снимается от 10 минут до часа и больше, за это время и солнце переместится в другую часть кадра, и экспозиция изменится на несколько ступеней, особенно на рассвете закате и ветер может изрядно потрепать штатив, вызывая дрожание.
Мне при планировании помогает программа The Photographer’s Ephemeris, данные проект специально создавался для фотографов-натуралистов, позволяет рассчитать рассвет закат, направления и временные рамки с привязкой к местности. К тому же, программа разработана по все платформы, в том числе для мобильных устройств Андроид IOS.
Хорошая идея снимать в режиме RAW, для экономии можно переключиться на RAW1 или RAW2, уменьшая количество точек. Итоговое разрешение видеоклипа, как правило, формат HD 1080, или 1920 на 1080 пикселей в соотношении сторон 16:9. Снимая с разрешением чуть больше результата появляется возможность динамической обрезки видеоролика в виде перемещения, придавая результату дополнительную динамику и объем. Плюсом использования RAW так же является возможность достаточно глубокой постобработки изображения по правилам фотографии, цветокоррекция, правка пересветов и поднятие теней.
Серьёзной проблемой является ветер, придавая дребезг итоговому изображению, следует внимательнее отнестись к фиксации штатива, желательно утяжелив его сеткой с камнями, снятый плечевой ремень с камеры уменьшает парусность.
Количество кадров на один сюжет составляет от 150 до 400, из плавности результата. Для спокойного дня итоговое видео можно собирать с частотой 10 кадров в секунду, более динамичные сюжеты не позволяют отпускаться ниже 20 кадров в секунду.
Интервал. Опять же во многом зависит от скорости изменения происходящего. В спокойный день или ночью это один кадр в 7 сек, в ветреную погоду интервал уменьшается до 2 секунд, а иногда и до секунды. Съёмка движения звёздного неба проводится в интервалах до 30 секунд при выдержках около 10с, желательно на светосильные объективы и с высоким ИСО.
Режим съёмки. Только ручная экспозиция, ручная фокусировка, часто на длинных выдержках с активным стабилизатором. При оценки экспозиции следует учесть ее изменение по времени, например, начиная с минус единицы на рассвете и наоборот, на закате. RAW формат в процессе постобработки фотографий позволит “дожать” результат до оптимального.
В качестве дополнения применяются светофильтры, днём это поляризационный, на закатах рассветах градиентный серый для компенсации освещённости неба и земли. В рассматриваемом клипе применялись оба. .
Режим Liveview. Удобен для контроля происходящего, визуального отображения гистограммы. Но быстро заканчивается питание и особенность организации этого режима расходует ресурс затвора в два раза быстрее, чем обычная съемка: на каждый кадр затвор срабатывает два раза.
Процесс постобработки.
В итоге один видеоклип состоит из 3-10 тысяч кадров, которые в первую очередь необходимо сконвертировать до обычных изображений jpeg качества. Adobe lightroom идеален для пакетной обработки и создания коллекций.
После импортирования raw получается длинная лента однотипных фотографий:
Следующим этапом необходимо распределить весь материал по сюжетам, из них будет состоять видеоклип. В каждом сюжете выбирается центральный оптимальный кадр, который подвергается коррекции по правилам обычной фотообработки.
На следующем снимке экрана показана фотография в режиме до и после.
Проведена цветокоррекция, вытягивание теней, компенсирована экспозиция на плюс одну ступень и немного зажата верхняя часть гистрограммы. Конечно, кадр обрезан в соответствии с конечными пропорциями 16:9.
На этом этап фотообработки заканчивается и последовательность фотографий одного сюжета сохраняется на диск. Можно сразу же сохранять фото в HD качестве, но я обычно собираю клипы в большем разрешении, для последующего изменения размера кадра в процессе видеомонтажа (приближение или перемещение), некоторая компенсация отсутствия слайдера.
После экспорта имеем что-то подобное:
Следующий этап: этап сборки сюжетов в виде отдельных видеоклипов.
Существуют масса программ, платные и бесплатные, с разным уровнем возможностей. Меня полностью удовлетворяет версия TimeLapse Assembler. Всё что она умеет: это собирать из директория с jpeg файлами видеофайл с соответствующим настройками компрессии. Простые сюжеты собираются в конечном сжатии H264, ночные и сложные в Raw формате для избежания потери качества.
Рабочее окно программы:
После обработки мы имеем некоторое количество видеосюжетов, из которых в последствии будет состоять видеоклип. В рассматриваем варианте 4-ре сюжета.
Этап последний: видеоредактор.
Не знаком со средствами видеообработки под Windows, но точно знаю, что вариантов там предостаточно.
Что касается более родных маков, есть как минимум два варианта, любительский iMovie (479 руб в AppStore, c 2013 года он уже бесплатный). Профессиональный FinalCut (9790руб в AppStore на время написания статьи), с заметно большими возможностями, но и более сложным в освоении.
Пример окна редактора FinalCut с уже свёрстанным видеоклипом.
Процесс смешивания отдельных сюжетов и синхронизации его с музыкой всегда остаётся за автором, укажу лишь мои некоторые хитрости:
- для избежания эффекта дискретного воспроизведения можно использовать функцию сглаживания видео
- если точки съёмки каждого сюжета статична, например, штатив, при монтаже можно включить функцию лёгкого перемещения, из наиболее доступных, эффект Кен Бернса, позволяет зуммировать или передвигать изображение во времени, в этом случае исходный сюжет должен собираться в несколько большим расширении, чем результат.
- тайм-лапс кадры не привязаны к реальному масштабу времени, поэтому их просто чуть-чуть удлинять или замедлять, синхронизируя при этом переходы музыки.
- музыку для клипа лучше подбирать с учётом авторских прав, иначе такие ревнивые видеохостинги, как youtube или facebook могут просто заблокировать ваше видео или навесить на него рекламу. хостинг vimeo относится к музыке более мягко, но правилом хорошего тона считается обязательное указание авторства.
в подборке музыки вам помогут сервисы : soundcloud.com или Vimeo Music Store, с соответствующим типом лицензии. - результирующим файлом лучше выбирать “всеядный” кодек H264
- длинна одного сюжета оптимальна от 8-ми до 20-ти секунд, с больше длительностью он выглядит затянуто.
Пока все. Будут вопросы, пишите в комментариях.
Олег доброго времени суток. С друзьями сделали моторизированный слайдер. Не могу сообразить как синхронизировать работу фотоаппарата и таймера управляющего двигателем слайдера. Так чтобы запустить их одновременно?
В 90 процентах это некритично. А ночью я для себя исключил слайдер как инструмент.
Здравствуйте,
У меня проблема: Я хочу таймлапс с разрешением 4608х3456. В Таймлапс ассемблере урезается качество, а 16:9 не хочется… Как мне сделать гиперлапс?